Музыкальный совет, или Жизнь чёрно-белых клавиш
Учиться в музыкальной школе было моим собственным желанием. Сначала были годы обучения на скрипке, а затем появилась дополнительная специальность — фортепиано. Когда я впервые села за него, я смотрела на него как на «необузданного зверя» и думала, как же с ним совладать. Но далее всё оказалось гораздо интереснее, и впереди меня ждало много приключений.
Бартоломео Кристофори, создатель фортепиано
Фортепиано занимало в моей жизни почётное место целых 5 лет. Часы репетиций, сотни домашних заданий, упражнения, экзамены — всё не прошло даром. Для меня пианист — это человек, чья игра увлекает слушателя, дарит новые эмоции и даже меняет жизни.
Фортепианная музыка зародилась в 18 веке. Она быстро набрала популярность и получила широкое распространение во второй половине столетия после того, как окончательно сформировался сам музыкальный инструмент, сменивший своих предшественников — клавесин и клавикорд. Итальянский мастер Бартоломео Кристофори считается создателем фортепиано — инструмента, обладающего неповторимой техникой, которая превращает звук в поистине живую нематериальную субстанцию, способную передавать невероятно широкий спектр эмоций. Обладающего силой, характером, яркостью и вызывающего у слушателя переживания от возвышенных восторженных чувств до печали и слёз.
Клавикорд
Клавесин
Интересуясь фортепианной музыкой, я задалась вопросом: «Что является главным для музыканта?» Его музыкальные творения. Сохранение их во времени служит свидетельством того, оказал ли он какое-то cущественное влияние в своей области или нет.
Слушая известные музыкальные шедевры, мне всегда было интересно, в чём заключается секрет их успеха у слушателей. Одно важное правило — как для группы музыкантов, так и для отдельного артиста — я нашла у Л. Рона Хаббарда. Находясь в плавании по Средиземному морю и Атлантике на своём исследовательском судне «Аполлон», он выполнил всеобъемлющий анализ музыкальных форм, стилей и тенденций.
«Если вы рассмотрите любое произведение искусства, то вы обнаружите, что есть только одно качество, благодаря которому это произведение находит отклик у широкой аудитории. И если это качество есть, то и для вас это будет произведением искусства, а если это качество отсутствует – то не будет.
Так что же это за качество?
ТЕХНИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО, КОТОРОЕ САМО ПО СЕБЕ ДОСТАТОЧНО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОКАЗАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ».
Будучи музыкальным руководителем ансамбля «Аполлона», Рон Хаббард разработал с десяток оригинальных упражнений для своих музыкантов. Факт того, что музыка сама по себе может успокоить, взбудоражить, растрогать или вызвать любую из эмоций, позволял музыкантам ансамбля широко практиковаться. От них требовалось, чтобы они умели вызывать буквально весь спектр эмоций с помощью одних лишь инструментов! Он также учил музыкантов с помощью одной лишь мелодии, без дополнительных ритмов, вызывать определённые эмоции — такие как апатия, энтузиазм или безмятежность. Он относился к музыке как к настоящему инструменту общения и поэтому побуждал артистов практиковаться в создании целых образов. Например, его ударник тренировался создавать такие образы, как пьяный танцор диско или надменная дамочка. Вот что говорил сам музыкант:
«Сначала мне это казалось почти невозможным, но мало-помалу я смог заставить барабаны описать ту самую надменную дамочку или пьяного танцора».
Техническое мастерство — это результат трудоёмкого, но невероятно интересного и творческого процесса. Компонент, подмеченный Роном Хаббардом, до сих пор остаётся основой основ и даёт возможность каждому музыканту завоёвывать свою аудиторию и оставить музыкальное наследие.
Елизавета Шаламова