Топ

Любовь Смульская: "Стихи приходят по позвоночнику"

Еще в 1990-е годы творчество Любови Смульской называли "декадансом нашего времени". А поводом к этому интервью стала премьера ее моноспектакля "Шелест крови".

Тяга к аристократизму – вопрос самоуважения

– Как к вам пришли первые строки? 

– Банально: во сне. Я, тогда подросток, открыла посреди ночи глаза от явственно прозвучавшей в голове фразы: "Это лунное озеро Чад". И, заметьте, о существовании Гумилёва и его стихов я тогда не знала. До того, как его творчество стали изучать в школах, оставалось еще несколько лет.

– Насколько я знаю, в ИвГУ, в годы вашей учебы на филфаке, было просто "государство поэтов". И Игорь Жуков, и Дмитрий Лакербай, и Радислава Анчевская… Как так вышло, что то переломное время дало нам столько громких имен и потрясающих стихов? 

– Да, Жуков и Лакербай учились на курс младше меня вместе с Радой (тогда, в девичестве, – Цапиной). Но оба были значительно старше нас. Игорь поступал уже после армии. Его первая книга стихов, которую он почему-то ныне предал забвению, "Обезьяны в октябре", если правильно помню, вышла еще в студенческие годы. Как и "Усадьба" 19-летнего на тот момент Димы Бушуева, учившегося на пару курсов младше меня.

"Мы просто были юными, нам было всё интересно"

С Радой у нас завязалась трогательная дружба, которая длится и по сей день, хоть она и переехала примерно через год после окончания университета в Москву. Она стала для меня не просто подругой, но и сестрой по духу. И с Димой мы как-то сразу достаточно тепло стали общаться. Видимо, наша троица оказалась на одной частоте, и даже не по стихам, а скорее по авантюрному духу. История в моменте всегда проще, чем то, как ее потом представляют и преподносят. Мы просто были юными, нам было всё интересно. Я считаю, что сосредоточение нас таких в то время и в том месте было просто совпадением.

– Вы вошли в историю ивановского андеграунда как поэт декаданса и автор ряда моноспектаклей. Почему декаданс? Это мироощущение? Страсть к эстетике?

– Никогда не подводила базу под то, что и как я пишу. Ну ладно, пусть так. Тогда, значит, мироощущение. Если под декадансом понимать не красивые позы с заламыванием рук, томные интонации, флер загадочности, а тягу к естественному аристократизму. Для меня он – вопрос самоуважения: пытаться держать лицо во всех смыслах вопреки обстоятельствам. Эстетика тоже сюда входит. "Аристократы окраин" – так я когда-то назвала свою установку, подарив потом саму фразу Раде для одной из песен ее первого альбома.

Поэзия объединилась с рок-музыкой

– Ваши моноспектакли – это совершенно особый жанр. Расскажите о своих творческих союзах с рок-музыкантами в 1990-х? 

– Да какие союзы, просто мы все по жизни пересекались и дружили. И время от времени затевали подобные авантюры. Идея формата поэтических моноспектаклей была моя. Насколько я помню, до меня в городе никто из поэтов на своем материале такого не делал. Музыкантам Диме (Паскалю) Кочетову и Мише Малыгину (увы, уже покойным) такое тоже показалось интересным, и они охотно согласились на подобные эксперименты.

Первым моноспектаклем был "Дикий ангел" в культурном центре текстильной академии "Ювента", это 1994 год. Вторым – "Прощание с игрушечным городом" в Доме-музее Пророкова. Что это было? Симбиоз текста и музыки. А тяготела я изначально к рок-музыке, не к классике. Но вот в случае с Мишей на "Диком ангеле" получилось скорее виртуозное экспериментальное звучание, отчасти даже чистый шаманизм. Звуками флейты, окарины он имитировал то завывание ветра, то птичьи вскрики. Это было завораживающе.

– Спустя четверть века вы вернулись к формату поэтических спектаклей. С кем вы их делаете сегодня?

– На этот раз, можно сказать, уговорила ввязаться в авантюру с новым спектаклем легендарного, и не только в Иванове, рок-музыканта и профессионала звукорежиссуры Александра Юрова. Ему аплодировали залы Парижа и Санкт-Петербурга. В камерном пространстве молодежного клуба "Романтик" на Куконковых, 86а, где он обучает детей игре на гитаре, всё и началось.

Речь о синергичном действе с общим названием "Шелест крови". Это концерт, первым отделением которого стал, собственно, заявленный моноспектакль, вторым – выступление не менее легендарной ивановской группы "Фрески". Ребята очень близки мне по духу, доверили сделать плейлист их песен специально для этого проекта. Лидер группы, гитара, вокал – Андрей Бойцов, бас-гитара – Александр Юров, гитара – Александр Рубцов. Всех их я считаю полноправными участниками необычного и вполне удавшегося эксперимента.

Если говорить о моем спектакле – "Шелест крови" (посмотреть его видеоверсию можно в социальной сети "ВКонтакте" в официальном сообществе Любови Смульской. – К. Ш.) – мне еще в юности запал этот образ: из последней повести Тургенева "После смерти (Клара Милич)". Это отчасти смыкается с моим давним убеждением о "знании в крови". Поэтому для атмо­сферы задуманного название показалось уместным. Сам моноспектакль – именно симбиоз.

Александр Юров проделал огромную работу по созданию звукового полотна и максимальной его аутентичности духу моих стихов, объединенных в условные циклы. Виртуозность его пассажей на полуакустической гитаре, какие-то просто неземные по одухотворенности пьесы для блок-флейты: одно это, по мне, стоило риска. Так что как авантюра подобное разве что затевалось. На деле только репетиции вживую шли несколько месяцев.

Источник вдохновения – запутавшийся в траве ветер

– Поэзия для вас – это способ менять свою реальность, способ уходить от проблем, элемент магии или что-то иное?

– Поэзия изначально, по своей природе, была и остается – если она настоящая, а не способ складывать слова в столбик, – магией. Хорошие стихи – нечто живое, они приходят по позвоночнику. Рифмованные же "прописи", всевозможные лингвистические эксперименты – именно упражнения, это не поэзия. Поэт имеет дело со стихией, а это честная материя, она может и снести всё на своем пути, включая его самого. И, конечно, как любая стихия, она меняет реальность. Поэзия, в отличие от салонных занятий изящной словесностью, – на самом-то деле опасная вещь. Как бритва. Но в том ее и ценность, и красота. Она – как дикая природа. И так сложилось, что в наше время к этому ее изначальному духу ближе всего оказалась рок-поэзия. Именно поэтому мне по судьбе суждено было рано или поздно прибиться к этой "стае". Я сейчас про тех же Александра Юрова и Андрея Бойцова, автора текстов "Фресок". Они оба прежде всего сильные поэты, творчество которых крепко "настояно" на мощных культурных пластах – от Серебряного века до архетипов практически по Фрэзеру. Мои новые, последних пары лет вещи близки к такому по духу: они стали более концентрированны, ритмичны.

– Что служит для вас безусловным источником вдохновения? 

– Я могу говорить разве что о триггерах. А ими может быть что угодно: запутавшийся в траве ветер, выступающие из земли одеревеневшие корни, предгрозовое небо. В целом же творчество – некая алхимия. В этой реторте переплавляется всё: улицы, контуры высоток, геометрия этажей, свои какие-то эмпатии, что-то "в воздухе и воде".

СПРАВКА. Любовь Смульская – поэт, выпускница филологического факультета ИвГУ. Стихи публиковались в литературных альманахах, местной периодике, самиздате, а одна из ее строк вдохновила ныне московскую группу "Рада и терновник" на написание песни "Аристократы окраин". С середины 1990-х – автор медитативных поэтических моноспектаклей, уникальных в своем роде. Выступала в рок-кабаре Алексея Дидурова (практически первом российском рок-клубе). В 1994-м на аудиокассете был выпущен первый моноспектакль – "Дикий ангел", успевший стать коллекционной редкостью. За ним последовали и другие работы: "Прощание с игрушечным городом" (1995-й), авторский поэтический вечер "Аристократы окраин" в "Ювенте" (1997-й).

СИБУР достиг технологической независимости в производстве синтетического каучука

Сколько яиц можно есть в неделю без вреда для здоровья

Брянские танцоры стали первыми на «Динамиаде-2024»

Семейный автопробег. «Роснефть» проложила маршрут Москва-Воронеж

Moscow.media

Футболисты «Пари НН» сыграли вничью с ЦСКА в товарищеском матче

Визовые сборы для туристов из России отменили в Пакистане

Путин исключил Шойгу и Винер из Совета по развитию спорта

В первой сотне наших нет: МГУ вылетел из топ-100 мировых ВУЗов, сдали МФТИ, МИФИ и СПбПУ

Музыкальные новости

Новости Ивановской области


Москва

Продажа песен. Песни на продажу. Продажа текстов песен. Продажа песен правообладателями. Продать текст песни. Продать слова песни. Хочу продать песню.



Полезные советы от партнёров Russia24.pro


Все новости Ивановской области на сегодня

Другие новости Ивановской области

Частные объявления в Ивановской области



Новости от партнёров Russia24.pro


Мода

Турецкий актер Бурак Озчивит побывал на выставке Никаса Сафронова в Петербурге



Все новости часа на smi24.net
Москва

Ковровские коровы впечатлили экспертов Российской агропромышленной выставки


Moscow.media <::
:: Иваново на Ria.city
Новости Крыма на Sevpoisk.ru

Другие регионы России

Новости Ивановской области

Новости Ивановской области


Москва

Продажа песен. Песни на продажу. Продажа текстов песен. Продажа песен правообладателями. Продать текст песни. Продать слова песни. Хочу продать песню.


Авто в Ивановской области


Спорт в Ивановской области



Новости тенниса


Даниил Медведев

Медведев обыграл Циципаса и вышел в ¼ финала турнира в Шанхае


Здоровье в Ивановской области


Экология в Ивановской области


Коронавирус в Ивановской области


Музыкальные новости


Игорь Бутман

Игорь Бутман и Сергей Жилин станут хэдлайнерами фестиваля «Джаз на Байкале»


Россия


Rss.plus


Анастасия Пивоварова

Анастасия Пивоварова стала ведущим экспертом эксклюзивного шоу про теннис на Betboom, в коллаборации с АТР


Жизнь


Блоги


Развлечения


Сегодня в мире


Другие новости сегодня




Самые свежие публикации часа


News Every Day

James Toney Names The Only Fighter That Would Beat Both Artur Beterbiev And Dmitry Bivol


Game24.pro